Рождение Товарики

Я люблю байопики. И совсем наоборот — хрестоматийные биографии. А еще не люблю странички «О компании» на сайтах и обожаю этих самых компаний блоги. Все просто — первые дают информацию (с послевкусием «и чё?»), а вторые вовлекают в закулисье и вызывают сопричастность. А сопричастность — это уже почти конверсия.

Я это все к чему? Вот тут Вика рассказала, что такое «вотэтовсе». А я хочу рассказать, как же так случилось, и вообще зачем. Получится, что вместо «О компании» у нас будет инсайды от Вики и от Тани, а еще, если повезет, немного сопричастности извне в виде комментов. Ну ладно, «О компании» будет тоже но позже. Очень позже.

… В общем, все катилось под откос.

Шел ливень из отвратительных новостей с фронтов e-commerce, каждодневно под нами валились оползни банковских котировок, а в спину агрессивно хрипел Aliexpress. Это был февраль 2016, момент, когда наша уютная и очень сплоченная компания по разработке ПО для кроссбордера попала в воронку мирового кризиса. Чтоб вы понимали — мы делали (и делаем) типовые онлайн-магазины. Для посредников Таобао (чувствуете, как сжимается круг ЦА?). То есть не комплекс «бизнес под ключ» с логистикой и вообще всеми процессами. А только программная часть. Отличная, кстати! (да, это была наша реклама). Но кризис и кульбиты доллара… Мы уже выходили в крутое пике в 2015, но тогда надежд на светлое будущее было больше, они-то и дали сил для набора высоты. А в том самом феврале 2016-го настроение было «Все нормально. Падаю» (С).

Отличная тема для девочкового разговора вечерком на кухне, я считаю. Кто о чем, а мы — про то, как выжить.

Мы — это, собственно, я, Вика, Ира, которая с нами, но на аутсорсе и Женя, которая была PM, но ее утащил  Surf, и которую «сманю назад, но для этого нам надо стать круче Студия Артемия Лебедева как минимум на 5, а то и на 10 строчек))» (С)

И вот мы про то, как трансграничная торговля вся в агонии, и что же нам делать… И тут я такая: «А давайте сделаем российское Таобао». Просто в тот момент подумалось: «…китайцы делали для себя и свое. Чем мы хуже?» следующая мысль была: «А, ну да, у нас нашего и нет-то ничего, чтоб вот так, как Таобао», но Вика уже выстукивала айфоновую морзянку Леше в Киров: «Слуш, у нас тут обалденная идея».

Это я умею — ляпнуть не подумав. Как правило, после этого думать приходится очень много и напряженно — ляпы подхватываются и превращаются в Идеи (люблю это слово с большой буквы). А начала я думать с Китая…

Смотрите, вот есть Китай. В котором производят всё. Вот назовите мне что-то не «made in China». Еда не в счет. Вот и я навскидку не могу. То есть там всего много. Но негде было продавать. Своим, китайцам. На экспорт-то запросто. А вот своим… Там провинции есть, знаете ли — это даже не глушь-Саратов. Писала я как-то про них. Чтобы тамошнему жителю что-то купить, это надо лесом-полем до цивилизации.

И был такой паренек Ма Юнь. Это сейчас он Джек Ма! А тогда он был Ма Юнь, причем учителем английского языка. И как-то так повернулось, что Ма обнаружил, что в Китае нет Интернета… Рассказать фееричную историю про путь от 12 баксов в месяц до обложки Форбс может хотя бы Википедия. Принципиально другое. Товары были, но не было площадки сбыта внутри страны. Национальной онлайн-площадки. И когда она появилась полезла вверх экономика страны. Вот прям так и полезла!

А у нас не так… У нас нет товаров, но зато есть продвинутые онлайн-шопперы, которые тарятся всяким «для народного потребления» в том же Китае. На той же, кстати, площадке, созданной товарищем Ма.  А еще есть всякие Ламода и Вайлдберрис, которые продают им импортные бренды. А самые безбашенные умудряются закупаться в США, Европе, Корее и Японии (не знаю как, не спрашивайте). О чем бишь я? А.

Нет. Товаров. Российских. В России.

Мысль крайне странная, ввела меня в ступор. До сих пор в нем пребываю. Смотрите: вот, например, берем Яндекс, и просим что-нибудь про «сделано в России»:

1

Если закопаться по самые уши, жонглируя ключевыми запросами, то можно, например, нарыть целый список того, что Россия производит и чем гордится. Вот, например, версия 2010 года. Оглашаю:

  • Кованые диски для автомобилей
  • Kaspersky
  • ABBYY Finereader
  • Оффшорное программирование
  • Титановая металлургия
  • Космические запуски
  • Электронные микроскопы
  • Обогащение урана
  • Промышленные лазеры
  • Аккумуляторы
  • Электродвигатели
  • Железнодорожная техника
  • Спортивная одежда
  • Яхты
  • Спортивные самолеты
  • Лекарства
  • Мебель
  • Системы морской навигации
  • Упрочненные фрезы для обработки титана

А вот совсем свеженький Top-10.Мало что изменилось за 6 лет:

  • Морские карты «Транзас»
  • Гитарные педали АМТ Electronics
  • Волоконные лазеры и усилители IPG Photonics
  • Системы защиты данных «Лаборатории Касперского»
  • Проект в сфере облачных технологий Parallels
  • Игра Cut the Rope
  • Приложение Evernote
  • Квесты «Клаустрофобия»
  • Мессенджер Telegram
  • Мультсериал «Маша и Медведь»

Понятно, да, что производит Россия? И куда оно всё? Не в том смысле, что «ай, своим-то недодали», а в том, что экспортные проекты. А давайте в соцсеточки заглянем — там оно как-то уютней, и люди они больше о своем, о повседневном… Но и там картина очень однозначная:

Вот, например, https://new.vk.com/sdelanovrussia — Армия, Флот, производства, космонавтика, технологии.

Или вот https://new.vk.com/club75781726 — импортозамещение во всей красе.

Такое все патриотичное, масштабное, впечатляющее. «Зато мы делаем ракеты… А также в области балета, мы впереди планеты всей!» 

Кстати, о балете — лучшие пуанты производятся в России, а бренд Гришко очень востребован и у зарубежных балерин. Относительно недавно в России стали танцевать в американских Gaynor Minden, но  Гришко…  Гришко по-прежнему легенда.

И вот что получается: национальная гордость — она такая большая и масштабная, слова «промышленность», «производство», «металлургия» прям-таки давят авторитетом, а «импортозамещение» — добивающее.

Плакат

Порывает вытянуться в струнку, пятки-носки в бусурманских конверсах вместе, животик в турецких джинсах втянуть, грудь в китайской футболке колесом и российский гимн запеть.

Народное потребление, кажется, в национальное сознание не вписывается — мелковато как-то. А по мне, так это и есть жизнь — в мелочах, в вещах, которыми пользуешься каждый день. Когда в магазине вдруг среди странных импортных кроссовок сильно за тысячу вдруг находишь отличные детские кеды рублей за 600, на которых «Сделано в России». Или видишь на подруге шикарное платье не от Габанны, а от торжинских золотошвей, и тоже хочешь такое. Или… Вот для этого «или» мне, лично мне, и хочется запустить Товарику.

И еще я думаю о том, что в России, такой большой и разной, производства перешли в руки нового поколения. Эти люди вместо «модернизация и инновация промышленности» и «импортозамещение» предпочитают слова «стартап», «классная вещь» и «любимое дело». Они и вещи, которые создаются этими людьми, формируют новый лайфстайл. Российский. Именно этот стиль мне и видится для Товарики — с вещами, которыми классно обладать, которые удобно использовать и которые не лупят по карману. И это уже точно не «российский Таобао». Это нечто принципиально иное. Нам не надо поднимать экономику — поднимателей хватает. А вот поднять свое настроение, создать мотивацию, сформировать имидж — в масштабах страны — почему бы и нет?

А вы помогайте — пишите, советуйте, рекомендуйте, возражайте. Без вас это будет просто онлайн-магазин, коих сотни. А я… Мы… Мы, команда Товарики, будем очень стараться не гасить энтузиазм и таки помочь нашему брату «перестать кормить Китай» и иже с ними.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *