Купи слона

Интересно наблюдать, как с течением времени меняются критерии, по которым мы выбираем те или иные товары. Если говорить о доперестроечных временах, то всё было просто — выбирать было не из чего, хватали, что есть, отстаивая огромные очереди и записывая номерочки на ладонях. Потом пришла перестройка и рынок, телевизор наполнился рекламой, которая зачастую воспринималась за чистую монету. Мы приходили в магазин и покупали то, что увидели в телевизоре.

Прошли годы, реклама начала плавно перетекать в интернет, одновременно начало расти недоверие к ней. Блокировщики баннеров, раздражение в ответ на рекламные слоганы и восторженные описания достоинств. В интернете начали появляться обзоры, порой инициированные самими производителями, но чаще дотошными пользователями. Например, форум ixbt создавался в 1997 году совсем не для выбора стиральной машины, но именно там я в своё время нашла лучший сравнительный анализ различных марок, который определил мой выбор при покупке. Обзоры постепенно начали появляться в таких количествах, что их ценность снижалась, не было никакой уверенности, что они написаны независимыми авторами и экспертами.

Дальше — отзывы покупателей. Личный опыт использования, подробное описание нюансов, до- и постпродажного сервиса. Отзовик и тому подобные сайты. Еще немного времени — и мы уже можем идентифицировать отзывы, написанные за деньги людьми, которые товаром явно не пользовались, а лишь прочитали его описание и характеристики. В сети начали появляться инструкции, как отличить реальный отзыв от продажного. Отзыв становится наиболее важным критерием для выбора, а продвинутые продавцы расчетливо формируют большое количество отзывов с вкраплением критических (но не слишком критических, а просто придающих оттенок реальности фейковым рассказам).

И что теперь? В гугле никто не забанен, но при более или менее серьезной покупке, прочитав обзоры и отзывы, мы всё равно идем к знакомым в соцсети или личные беседы. Обилие недостоверной информации о товарах и услугах привело к тому, что можно опираться лишь на собственный опыт использования или рекомендации хороших знакомых.

Если вы хотите найти нужную услугу с достойным уровнем качества, то скорее всего интернет вам не поможет. Конечно вы получите по запросу выборку из десятков или сотен предложений, но давайте будем честными — каков шанс, что в этой выборке окажется нужное? Сначала вы увидите рекламные объявления и контекстную выдачу (да, она продолжит вас неоднократно долбить уже после того, как вы эту услугу получите или купите нужный товар). Потом вы увидите тех, над кем хорошо поработали сеошники, чья задача нагнать на сайт клиента трафик, по возможности целевой, но необязательно — смотря какие KPI в их договоре с клиентом. Написав запрос, вы уже попали в их сети, вам подсунут не наилучшее соответствие по вашему запросу, а тех, кто больше и грамотнее вложился в продвижение.

Окей, вы нажали на ссылку, показавшуюся вам подходящей, и перешли на сайт. Бережно переданный сеошниками в руки маркетологов. Получите же трендовый лендинг, призывающий вас купить! купить! купить!, мигающий значком телефона «давайте мы вам перезвоним, ведь так нам будет проще продать». Вам придется продираться через бесконечные скроллинги и анимацию, чтобы прочитать — а что собственно за компания предлагает этот товар или услугу, чем они хороши, как давно на рынке, что считают важным в своем бизнесе. Чаще всего в ответ будет звенящее пустословие про динамично развивающихся «почемумылучше», а то и просто отсутствие рассказа о компании и внятных контактных данных с адресом и схемой проезда — только продажи, только хардкор.

На днях при выборе хостера столкнулись с ситуацией откровенного обмана, когда поисковый запрос приводит на страницу с описанием услуги, а фактически эта услуга не предоставляется. Но запрос же популярный, давайте гнать трафик. Какие выводы мы делаем? Что данная компания — проходимцы и обманщики, что подтверждает «продающая» главная страница сайта и долгое время, потраченное на то, чтобы найти информацию о компании и ее контакты.

Возможно, руководство компании даже не в курсе, что сеошники, которым заказали продвижение, обманывает посетителей сайта. Скорее всего, многочисленные сео-тексты на этом сайте никто внимательно не читает. Ну кроме тех, кто как мы, искал услугу, нашел, потратил время на регистрацию аккаунта, а потом обнаружил, что это фейк. Особенно обидно, что хостер вроде бы неплохой и были большие планы по сотрудничеству с ним. Вот непонятно, о чем думали маркетологи и сеошники этой компании? Что сервер VDS это спонтанная покупка? Как жевательная резинка на кассе супермаркета?

В итоге паззл складывается таким образом, что при попытке найти нужные товары и услуги, вам придется идти не в поисковик, а опять — к друзьям и знакомым, потому что иначе невозможно отыскать нужное под этим сео-маркетинговым хламом. При всём бурном развитии технологий лучшим критерием остается сарафанное радио, хотя его тоже всячески пытаются монетизировать, изобретая новые виды рекламы и оттачивая мастерство написания достоверно выглядящих обзоров и отзывов.

Причины, в общем-то, понятны. Как там японцы работают — с расчетом на ближайшие 50 лет? А у кого из вас, друзья-предприниматели, горизонт планирования больше трех месяцев или хотя бы полугода? Из перечня форс-мажорных обстоятельств в договорах уже давно можно вычеркнуть стихийные бедствия и техногенные катастрофы, оставив только законные акты государственных органов, которые практически каждый день заставляют нас перелопачивать свои планы. Какая уж тут миссия, долгосрочное развитие и укрепление бренда, выжить бы.

В таком изобилии информационного шлака наибольшую ценность начинают приобретать рекомендательные сервисы с реальными людьми, пишущими о собственном опыте использования товаров и услуг. Или те, кто потратил время и силы на то, чтобы вручную отобрать достойных. Когда мы задумывали Товарику, то не просто хотели сделать «русское таобао», а мечтали показать тех производителей, которые в условиях пороховой бочки не сдаются, делают классные вещи — качественные, натуральные, красивые. Да, на алиэкспрессе дешевле. Да, у нас зачастую плохой маркетинг, отсутствие бюджетов на продвижение и опыта продаж через интернет. Но мы видим живых людей, которые влюблены в своё дело, хотим рассказать о них и помочь продавать их товары.

Важное замечание. Я работала в рекламе и маркетинге еще с 90-х, в интернете — с 2000-х, и я понимаю всю важность хорошей рекламы, правильного позиционирования и грамотного продвижения. У меня много друзей и знакомых, которые все эти годы работают в рекламе, маркетинге и SEO качественно и честно. Как говорится, всё яд и всё лекарство, вопрос лишь в дозе. Когда я понимаю, что меня рассматривают исключительно как лида, которого нужно срочно сконвертировать в продажу любыми методами, мне становится неприятно платить свои деньги за товары или услуги такому бизнесу. Особенно если этот бизнес по дороге ещё и врёт. Другой вопрос, что сарафанное радио как источник информации в 21 веке выглядит несколько странно, но нам практически не остается другого выбора. Так что начинаем с себя — не стараемся заработать все деньги за 5 минут, ценим качество и чужое время, с уважением относимся к покупателям, видим в них живых людей и помогаем им решать проблемы, а не навязывать свои товары и услуги любой ценой. В общем, стараемся делать этот мир лучше в рамках своей небольшой планеты.

А как — будем рассказывать в следующих сериях, ждите… )

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *